7 причин, почему хоррор — самый противоречивый жанр
Поводом для материала стал выход короткометражного фильма «Отписаться», снятый при нулевом бюджете, написанный за один день и возглавивший прокат в США. Означает ли это, что хорроры снимать проще и дешевле, чем другие жанры, а их карьерный потенциал — намного выше, особенно в случае с дебютантами? Постарались сформулировать в 7 пунктах.
1Найти оригинальную идею — сложнейшая задача…
Просто девочка, вылезающая из колодца, или писатель, прорубающий топором дверь и инфернально выстукивающий раз за разом «Redrum» на печатной машине, в 2020 уже не работает.
Павел Хвалеев («Три», «Инволюция»): «Когда-то можно было обойтись достаточно тривиальной историей и незначительными спецэффектами. Сейчас планка выше и спрос с хорроров достаточно высок. Затертая и неубедительная история не поможет режиссеру в начале его карьеры. Нужна уникальность.
Например, „Связь“ Джеймса Биркита — нетипичный фильм ужасов, претендующий на интеллектуальное кино, а это лишь дебютная полнометражная работа. Так же обстоит дело и с дебютными „Солнцестояние“ и „Прочь“: американцам по-прежнему есть что сказать в этом жанре».
Арсений Гончуков («Район тьмы»): «Имея хорошие мозги, напугать можно и без спецэффектов. Если вы окажетесь одним из тех, кто напишет офигенную короткометражку, вроде „Без света“ или „Паука“, мы сразу найдем инвесторов, снимем ее и всех порвем. Но чтобы такая идея пришла тоже нужна случайность».
2…однако в хорроре это сделать проще, чем в других жанрах.
Нестандартная идея, рассказанная в три предложения, сможет стать вашим выигрышным билетом. Представить такое в случае с комедией, или с мелодрамой, невозможно.
Андрей Стемпковский («Водоровот», «Лесополоса»): «Если ты дебютант, и приходишь к продюсеру с предложением сделать недорогую комедию или драму, как показывает практика, этим „зацепить“ сложнее, чем хоррором. Потому как, допустим, драма — это всегда ситуация из жизни. Она может быть острой, но все же она до известной степени обычна. С комедией — примерно то же самое.
Трейлер сериала «Водоровот»
Хоррор же можно „продать“ именно лихой идеей, которая сама по себе, даже просто рассказанная в три предложения, производит впечатление. Понимаете? Идея хоррора „на слух“ всегда звучит выгоднее, чем идея драмы.
Есть еще один момент: хоррор проще снимать с точки зрения работы с актерами. Даже если ты принес отличный сценарий драмы, продюсер не убежден, что ты, будучи дебютантом, достаточно круто ее снимешь, и что с актерами ты сможешь работать на уровне, которого требует хорошая драма.
С комедией еще сложнее: талант комедиографа вообще самый редкий среди режиссеров. Никто не уверен, что дебютант снимет хорошую комедию. Продюсер всегда прикидывает шансы на успех или неудачу и хоррор выглядит для него, в этом смысле, привлекательнее».
3Снять хоррор можно очень дешево…
Бутылка кетчупа, друзья, близлежащий парк и, при должном везении, «Оскар» вам обеспечен. Так? Ну, почти…
Андрей Загидуллин («Водоровот», «Неизвестный»): «Плюсы хоррора, что этот жанр не требует привлечения медийных актеров, его действие может разворачиваться в замкнутом пространстве, на одном или двух объектах, с минимумом действующих лиц. Все это серьезно удешевляет производство. В жанре хоррора очень важна атмосфера, за ней даже можно спрятать игру не самых опытных актеров, что невозможно сделать в драме или в мелодраме.
Самая первая моя короткометражка, „Наблюдатель“ (2008), родилась именно из таких бюджетных ограничений. У меня был доступ в университет, где я учился, я знал нескольких актеров, друзей моего отца (мой отец — театральный актер). Был также доступ к дешевым камерам и колесикам для штатива.
Короткометражный фильм «Наблюдатель» (2008)
Несколько дней подумав, как из этого собрать кино, жанр пришел сам собой: что, если снять хоррор в пустых коридорах университета, ночью, когда там никого нет, с одним актером в главной роли?
Другая короткометражка, „Морок“ (2016), была сделана по той же схеме, разве что местом действия стал старый дом бабушки с дедушкой.
Короткометражный фильм «Морок» (2016)
Еще один плюс жанра — он целиком зрительский. Фильм можно выложить в интернет, и молниеносно получить отклик: как простого зрителя, так и киносообщества. Чтобы состояться, совершенно не нужно какое-то фестивальное признание или оценки жюри».
Андрей Стемпковский («Водоровот», «Лесополоса»): «Когда-то, еще до обучения в киношколе, я снял фильм ужасов „Лесополоса“, бюджет которого составлял $900 при хронометраже в 67 минут. Это для кино практически нулевой бюджет. Мы просто сняли фильм на камеру MiniDV: в 2005-м году это был лучший доступный формат.
Конечно, „Лесополоса“ — непрофессиональное кино, оно было сделано всего за пару недель и в нем полно недостатков. Тем не менее, фильм и на фестивалях показали, и покупали для каких-то телепоказов, и даже в прокате он побывал. Компания „Артхаус-траффик“ тогда выпустила в прокат три „неформатных“ фильма — и там была „Пыль“ Лобана, моя „Лесополоса“, и что-то еще.
В целом, про „Лесополосу“ могу сказать, что при таком малом бюджете проект многократно окупился и принес хорошую прибыль на каждый вложенный в него доллар».
4…но снять действительно хороший хоррор — это всегда сложно.
Если дружеские междусобойчики с кетчупом вас больше не устраивают и вы решили прорваться в индустрию, нужно многое изучить в освещении, визуальных эффектах и гриме.
Арсений Сюхин («Кольская сверхглубокая»): «Как минимум, с технической стороны, если хочешь самостоятельно снять ужасы, то нужно хорошо разбираться в освещении, визуальных эффектах, гриме. Драмы и комедии могут обойтись без всего этого.
Единственный нюанс, в чем-то облегчающий нам жизнь, короткометражные ужасы можно сделать в формате „одна сцена без контекста“. Какой-то герой сталкивается с чем-то зловещим, пугается, все. Обычному зрителю этого будет достаточно. С драмой такое провернуть сложнее, нужен контекст — кто герой, в чем конфликт, к чему все это идет и так далее».
Арсений Гончуков («Район тьмы»): «Хорошо снимать хорроры очень непросто и недешево — это требует очень много сил, мозгов и возможностей. Конечно, и хоррор, и комедию человек с большим количеством мозгов может снять на коленке и это может быть дешево. Но такой человек должен быть практически гением.
Когда я снимал „Район тьмы“ (2016), я его вытягивал своей жизнью, своей кровью, своим здоровьем. Мы просто костьми легли. У нас не было ничего, но мы сняли 19 серий „на палец“ и при этом хорошо — потому что мы бросали в эту топку собственные жизни, души, здоровье и так далее, закрывая этим отсутствие денег».
5У хоррора может быть феноменальный успех при минимуме затрат…
Все же в юности помышляли о том, чтобы снять хоррор на коленке, а потом (случайно) заработать миллионы в прокате?
Андрей Стемпковский («Водоровот», «Лесополоса»): «Относительно мирового кинопространства, мы все знаем, что примеров супер-низкобюджетных хорроров, сделавших огромные деньги, достаточно. Но для этого необходимы две вещи: сверхкрутая идея и очень грамотное продвижение проекта. Только совмещение того и другого способно дать мощный успех».
Арсений Сюхин («Кольская сверхглубокая»): «Ребята, снявшие „Отписаться“, сами арендовали кинозал и сами выкупили все билеты. Прокат они „возглавили“ только потому, что проката как такового на фоне пандемии и нет. Просто вовремя подсуетились, чтобы попасть в заголовки. С тем же успехом можно арендовать стадион, назабивать голов в пустые ворота и объявить себя самым результативным футболистом 2020-го года».
Трейлер фильма «Отписаться» (2020)
6…но такие случаи редки даже в Голливуде.
Везение — вещь случайная. И даже в Голливуде на нее никогда чрезмерно не надеятся.
Арсений Гончуков («Район тьмы»): «Когда говорят: „„Ведьма из Блэр“ снята за копейки и собрала миллионы“, или “Сценарий, написанный за день, собрал три миллиарда“, меня ужасно тошнит от этих примеров.
“Ведьму из Блэр“ можно было снять только один раз, ребята, и это были не вы! Такие примеры ужасно расхолаживают, но люди не понимают, что эти случайности, которые на грани фола, случились благодаря уникальным событиям, людям и так далее.
Сцена из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
Повторить этот успех невозможно. Миллионы россиян, успокойтесь, это кто-то уже снял! Подобного рода информация бессмысленна и вредна для тех, кто начинает снимать кино».
Арсений Сюхин («Кольская сверхглубокая»): «Популярная сейчас в Голливуде бизнес-модель — „снимаем дюжину ужастиков на бюджет одного среднестатистического блокбастера, если хотя бы пара из них выстрелит, то мы в плюсе“».
7А в России с хоррорами (всегда) сложно.
Чаще всего, люди готовы заплатить, только чтобы не ходить на российские хорроры. Даже с нашими комедиями и драмами ситуация намного лучше.
Андрей Стемпковский («Водоровот», «Лесополоса»): «В настоящий момент, хорроры в России — это усилия нескольких энтузиастов. Всего пара продюсеров всерьез развивают жанр. Надеюсь, что интерес к фильмам ужасов у кинопроизводителей будет расти. По крайней мере, мне бы этого хотелось».
Андрей Загидуллин («Водоровот», «Неизвестный»): «Надо понимать, что хоррор — всегда нишевое кино для своей лояльной аудитории. Думаю, об успехе жанра можно будет говорить, когда количество перерастет в качество и отдельные российские хорроры начнут стабильно собирать те же цифры, что и зарубежные аналоги».
Обложка: Обложка: кадр из сериала «Водоворот» / Mars Media